В 1933 году руководство рабочего Свердловска приняло решение: городу нужен еще один театр - веселый и музыкальный. Город (тогда - столица огромной Уральской области, включавшей территории нынешних Свердловской, Тюменской, Челябинской областей и Пермского края) был олицетворением лозунга индустриализация всей страны - фантастическими темпами рождался завод заводов Уралмаш, стремительно прибывало население. Для организации интересного отдыха и яркой культурной жизни веселый жанр подходил как нельзя лучше. Леониду Луккеру, молодому артисту драмтеатра, предназначенному в директора нового коллектива, в Обкоме партии дали установку: "Помни: театр создается для такого могучего края, как Урал. Создается на многие годы…". Наверное, помыслы были истинно чисты, и исполнено было в добрый час, потому что однажды в Свердловске родился театр с легким нравом и счастливой судьбой.
Молодой коллектив взял курс на свободное от штампов искусство - сотрудничать согласились именитые ленинградцы Алексей Феона (режиссер), Валентина Ходасевич (художница по костюмам) и Виктор Басов (сценограф). Из Ленинградской музкомедии были ангажированы солисты Николай Дашковский и Мария Викс (которая в город на Неве уже не вернулась, осталась на Урале). Московский хореограф Виктор Цаплин (в то время балетмейстер Большого) тоже принял предложение и даже привлек к работе целый выпуск Московского хореографического училища. Основу актерской труппы составил передвижной коллектив оперетты с названием Театр западной области, выступавший в то время в Полтаве. Строить свободное от шаблонов искусство решено было начать с современной оперетты Р. Фримля и Г. Стотгардта Роз-Мари (написанная американцами и представленная на Бродвее в 1924-м году, с 1927-го года успешно шла в Хабаровском театре). Афиши, развешанные по всему городу, гласили: показы первого спектакля новорожденного театра должны случиться 6, 7, 8 июля на сцене Свердловского театра драмы, но… Премьера состоялась лишь в третий из указанных дней - и 8 июля 1933 года стал днем рождения Свердловской музкомедии.
Воспоминания современников, газетные и журнальные публикации тех лет свидетельствуют - с самого начала театр рабочего города сумел привлечь к себе внимание и даже доказать, что оперетта - не второсортное искусство, а средствами легкого жанра можно говорить о многом, что волнует современного человека, главное - уметь слушать и слышать жизнь. Так, из желания быть созвучным времени родился Театр…
Год от года, десятилетие за десятилетием Свердловская музкомедия творчески взрослела, шла в художественный рост, накапливала авторитет и работала на репутацию, бережно хранила свои легенды и множила секреты успеха, но главное - коллекционировала таланты внутри и вокруг Театра. Эта коллекция бесценна. Коллекция уникальных людей - режиссеров и актеров, дирижеров и музыкантов, хореографов и танцоров, композиторов, поэтов и драматургов, художников и мастеров всех театральных профессий - и их талантливых творений - произведений, спектаклей, ролей - и есть главная гордость Свердловской музкомедии.
Легендарные имена и названия всегда с нами - издана фотоэнциклопедия, где нашли свое место все вехи театральной истории. Вот - князь Георгий Кугушев (актер, режиссер, художественный руководитель театра с 1935 по 1937 и с 1943 по 1961гг., Лауреат Государственной премии, 1946, народный артист РСФСР, 1960), чьим талантом, вкусом, удивительным чувством меры был заложен прочный творческий фундамент Свердловской музкомедии. А вот - его ученик и преемник Владимир Курочкин (актер, режиссер, народный артист СССР, 1978, художественный руководитель театра с 1963 по 1986гг.), кто стал настоящим хозяином, папой, продолжившим строительство Театра-Дома - где чтили опыт, жили уважением традиций и любовно растили молодежь, Театра-лаборатории - где привечали все новое, яркое, интересное и создавали свое, самобытное, ни на что не похожее… Актерскую труппу Свердловской музкомедии называли коллекционной - и Театр помнит всех: героев и героинь, субреток и простаков, комиков, характерных, королей эпизода… Назовем лишь несколько имен тех, кого больше нет с нами: Мария Викс (народная артистка РСФСР, Лауреат Государственной премии), Сергей Дыбчо (заслуженный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии), Эраст Высоцкий (актер и режиссер, заслуженный артист РСФСР), Полина Емельянова (Лауреат Государственной премии, заслуженная артистка РСФСР), Борис Коринтели (заслуженный артист РСФСР), Анатолий Маренич (народный артист РСФСР, Орден Трудового Красного Знамени), Нина Энгель-Утина (народная артистка РСФСР), Юрий Чернов (народный артист РСФСР), Эдуард Жердер (народный артист РСФСР)…
В 2013 году Свердловской музкомедии исполнилось восемьдесят. И все это время здесь не знали творческих войн и потрясений, резких смен художественного курса и серьезных потерь, революции предпочитая эволюцию. Вот и сегодняшний наследник традиций Кирилл Стрежнев (народный артист РФ, главный режиссер театра с 1986 года) сохранил Театр-Дом, где по-прежнему востребованы мастера старой школы, продолжил и развил идею Театра-Лаборатории, рождающего спектакль от замысла произведения до премьеры, и выстроил собственный Театр авторской режиссуры, подобного которому в жанре российского музыкального театра нет.
Коллективу всегда было чем гордиться: Государственная премия - 1946, спектакль "Табачный капитан", Орден Трудового Красного Знамени - 1983; звание "Академический" - 1986, первый среди театров жанра оперетты; Премия Правительства РФ им. Ф. Волкова "За вклад в развитие театрального искусства России" - 2004. Сегодня Свердловская музкомедия по-прежнему с достоинством несет статус Театра, который, несмотря на свое нестоличное происхождение и место жительства, всегда на виду, всегда в гуще творческих перипетий и очень часто - на верхней ступеньке пьедестала. За последнее десятилетие Театр сыграл больше десятка мировых премьер, привез в Екатеринбург в общей сложности семнадцать высших национальных театральных премий "Золотая Маска", вырастил новую генерацию артистов и зрителей, сохраняя главный закон своей творческой жизни - быть созвучным времени...
Сегодня с детьми (их двое) посетили театр музкомедии.Спектакль детям понравился,но хотелось оставить отзыв об организации.Билеты дали на спектакль на работе только на детей и оказалось проводить детей до зала нельзя,стали требовать купить входной билет. Ждать даже около раздевалки тоже нельзя,пришлось гулять на улице.Хорошо дети не растерялись,справились.Разве нельзя хотя бы в новогодние каникулы,когда очень много детей разных возрастов идут на спектакли,разрешить родителям ожидать детей около раздевалок,а не на улице?Весь персонал ,пока шел спектакль читал книги,мы бы рядом посидели почитали.Настроение было испорчено,особенно у детей!
Летучая мышь -полное разочарование, друзьям и близким – не рекомендую. Не понравилось – все и совсем! Пустая потеря времени