Экспозиция "Русское искусство XVIII – начала XX века"

с 5 августа 2015 по 31 декабря 2019
100 - 250
0+
5565
10

В начале XVIII в. в России появляется масляная живопись, постепенно вытесняя традиционную и исконно русскую иконопись. Во главу теперь ставятся светские сюжеты и предпочтение отдается портрету, как камерному, так и парадному. В жанре портрета живопись достигает наибольших успехов, запечатлевая лица именитых сановников, вельмож, кавалеров и дам на фоне того или иного интерьера, пейзажа («Портрет Кокошкиной», 1780-е, неизвестного автора; «Портреты Турчаниновых», 1777, Л.С. Станищевского). С середины 1760-х гг. ведущим направлением в русском искусстве становится классицизм, свойственный европейским художественным академиям. Наиболее последовательно воплотились классицистические принципы в историческом жанре, выразившем гражданственные и патриотичные идеалы просветительства. Яркое тому подтверждение – полотно из музейного собрания А.И. Иванова «Танкред и Кларинда» (конец 1790-х). Распространению просветительских идей во многом способствовала политическая ситуация первых десятилетий правления Екатерины II, когда осуществлялись демократические преобразования общества, распространялись и внедрялись философские принципы Просвещения. Мудрой и величественной изображена Екатерина II на погрудном портрете из музейного собрания, написанным кистью неизвестного художника конца XVII в. Самостоятельным жанром в искусстве последней четверти XVIII столетия становится пейзаж, в котором во многом определились черты сентиментализма, связанного с пониманием сущности человека, его мировоззрении, духовных качеств, с возникающим интересом к внутреннему миру, единению с внешней средой. Постепенно вырабатывается образ безмятежной и спокойной природы (И.М. Тонков «Усадьба П.Г. Демидова в Сиворицах под Петербургом», конец XVIII в.).

Достаточно хорошо представлены в собрании произведения первой половины XIX в. Исторические события этого периода − война с Наполеоном 1812 года, восстание декабристов 1825 года положили начало другой эпохе. Одухотворенность образов, слитых с природой, изысканность мастерства, очарование юности характерны для многих портретов того времени, когда романтизм, во многом воспринявший идеи сентиментализма, отразился на творчестве художников нового поколения: С.Ф. Щедрина («Итальянский пейзаж», конец 1810-х), В.Л. Боровиковского («Портрет Е.Т. Дубовицкой», 1809), В.А. Тропинина («Женский портрет», 1830-е), П.Е. Заболоцкого («Девушка с папиросой», 1850-е), А.Г. Венецианова («Портрет старухи», 1840-е). Художников интересовала в первую очередь яркая индивидуальность человека, его духовная жизнь, движение чувств, различные грани характера.

Фото

К сожалению, фотографий нет, но вы можете их добавить!

Написать отзыв / вопрос / пожелание